Автобиография
Родился в Белоруссии в 1930 году.
Закончил философский факультет Ленинградского университета (1950-1955).
Пять лет странствовал вне философии (крайком комсомола, сельская восьмилетка, рабочком совхоза) и писал роман «Юность покидая». Убедившись, что романиста из меня не получается, а от философии я не устаю, вернулся преподавать ее. К тому же это был момент реабилитации генетики и кибернетики.
После аспирантуры (1962-1965) в Герценовском пединституте защитил в 1967 году кандидатскую (тема: О начале восхождения от абстрактного к конкретному).
С 1965 года работаю в Новосибирском педагогическом институте. Опубликовал полсотни статей, монографии «Философия культуры диалога» и «Юнг после школы: соционика в межвозрастной педагогике» (в соавторстве с В.В Гуленко, одним из моих аспирантов).
Женат. Мой сын – директор Сибирского университетского издательства. Дочь – владелица частной платной школы «Таланъ» в Новосибирске. Пятеро внуков (от третьеклассника до служащего в банке), правнучка и правнук.
По приглашению студентов вел межфакультетский, а потом и межинститутский городской семинар «Полиглот», участвовал в семинарах М.А. Розова, И.С Ладенко, В.Г Сагатовского (Томск), в работе группы АСУД В.А. Жегалина (по хоздоговору в В.В. Давыдовым и Г.П. Щедровицким), участвовал в ОДИ Г.П. Щедровицкого и Ю.В. Громыко, сам проводил ОДИ (например в таежном леспромхозе в г. Кодинске по заказу одног из своих учеников Г.И. Попова), в клубе межнаучных контактов Дома ученых, в киноклубе «Диалоги» Э.Н. Горюхиной, секции театральных критиков Дома Актера.
Благодаря общению с пушкинистами (Н.Е. Меднис, Ю.В. Шатин, Ю.Н.Чумаков) понял, что философ №1 в России именно Пушкин. Словом, было у кого учиться уму-разуму в семье, среди студентов (академик, доктора, кандидаты, предприниматели) и коллег.
Со времени спора ленинградца Ломова с москвичом Леонтьевым, со времени мирового эха на идеи Выготского и Бахтина я понял, что общение не вид, а дополнение деятельности (общение носит субъект-субъектный характер в отличие от субъект-объектной деятельности, то есть является почвой укоренения категорического императива Канта).
Личный опыт общения помог понять, что кроме гегелевского и марксового монологического синтеза (после которого отпадает надобность в тезисе и антитезисе) существует диалогический синтез, при котором субъекты, отстаивающие тезис, антитезис и синтез при всей нераздельности остаются неслиянными. Появилась сильная потребность в исчерпывающей типологии собеседников.
Уже после распада СССР эту еще более обострившуюся потребность удовлетворили «Психологические типы» Юнга и моделирование его идей социониками. Я понемногу освоил «быстрочтение собеседников». Постмодернистский плюрализм обычно вызывает демобилизующий дистресс. Пока мы остаемся интеллигентами в старом смысле слова (идейными, но беспочвенными) увеличение количества идей лишь увеличивает разруху в головах. Ссылаясь на Эсхила (знание приобретается через страдание) Тойнби увидел: «каждая из философий и высших религий пришла в мир в то время и в том месте, когда и где бесконечные муки и страдания народа еще более усиливались горестным испытанием переживания упадка и гибели земной цивилизации». Мы пришли в мир как раз в такое время и в таком месте. Вишневые сады вырубают, их кому-то надо сажать.
Чем калечат, тем и лечат (кто скальпелем, кто идеями). Если философ не коллекционер беспочвенных идей, а селектор, сеятель, выращиватель – энергия дистресса начинает работать на мобилизующий евстресс.
От философии, ориентированной на эту осмысленную цель, я не устал и к 75 годам, значит, выбор Бытия полвека назад был верным.
04.07.05. |