Новости Идея Проекты Персоналии Библиотека Галерея Контакты Рассылка
НОВОСТИ

24.11.2015
Онтология человека: рамки и топика

24.11.2015
Статья С.А.Смирнова

14.10.2015
Забота о себе. Международная конференция


АРХИВ НОВОСТЕЙ (все)


АННОТАЦИИ

24.11.2015
Карта личности

01.07.2014
Нам нужно новое начало

03.05.2014
Человек.RU. 2014




Первый день. Доклад В.С.Ефимова

«Человек.RU - Кентавр | Подготовка организаторов общественно-политических дискуссий»

Первый день

Смирнов С.А.: Коллеги! Вечер визуальной антропологии, который будет вести Олег Игоревич и параллельно мы имеем возможность включатся и начинать обсуждать то, что сегодня происходило. Понятно, что был определенный дефицит публичного коллективного разговора, но речь шла о том, чтобы задержать себя с целью оформить высказывание. К вечеру оно, может быть, оформилось, и тогда можно уже какие-то реплики относительно того, кто что понял произносить. Параллельно, обсуждая, в том числе и фильмы, и сегодняшние доклады, т.е. время у нас до 8 часов есть, если мы напряжемся. Если раньше закончим, то скажем: «Все! Баста! Хватит!» Эти два шага нам надо сделать. Дальше мы сегодня завершаем.

Валерий Сергеевич, вам слово.

Ефимов: Я, честно говоря, хотел обсуждать здесь несколько вопросов более серьёзных. Например, концентрирует университет внутри себя человеческий капитал высокого качества или не концентрирует, а является такой «дырой», где концентрируется человеческий капитал плохого качества. Получилось, что по срокам эта дискуссия сюда не попала.

То, что я сейчас вам буду презентовать это образовательная разработка, и как всякие образовательные разработки она, конечно же, наивная и озвучиваемые в ней цели –   утопические. Но на мой взгляд, она будет, по крайней мере, любопытной.

Речь идет о школьной урбанистике. Это такой электронно-образовательный ресурс, упакованный на диск, и, в том числе, транслируемый средствами Интернет.

Последние 10 лет я занимаюсь городами и, в этом смысле, я люблю города. Мне бы хотелось понять онтологическую сущность города в истории человечества. Сейчас я буду расставлять специальные полемические акценты, чтобы вы могли проникнуться интересом к данной презентации.

Российский город – это город без горожан. Если обсуждать устройство города европейского, то там город - это сообщество сообществ, это традиции демократического управления, это знания про жизнь и стремление к её разумному обустройству. То, что мы можем выделить из анализа городов России, город – это административно-функциональная машина организации жизни, это традиция административно-бюрократического управления и табу на знания про город в том смысле, что знание про город начинает порождать какие-то неправильные вопросы и напрягает людей, живущих в этом городе, следовательно, запрет на инициативу и самодеятельность. Вот наивная попытка – это рождение горожанина.

Идея заключается в следующем  - включение современного знания про город в систему школьного и дополнительного образования. И разворачивание на материале городов исследовательской и проектной деятельности молодежи, где, собственно, и обсуждаются проблемы городов и проблематика развития города и отдельные фрагменты города, в том числе.

Если описывать что туда входит, на диске это будет выглядить вот так.

· Описать город можно с помощью Энциклопедии «Семь лепестков»: философия, история, география, экономика, социология, культура, управление города. Специально выстроено так, что часть этих материалов может быть использовано просто как информационный материал, включая традиционные школьные учебные предметы; часть этих материалов может быть использовано как аналитические исследовательские задания в отношении города; и буквально исследовательские проектные форматы таких пробных учебных действий, которые позволяют активно относиться к городу, узнавать про него и, соответственно, запускать какие-либо модернизирующие действия.

· Здесь в презентации представлено то, о чем я говорил. По нашей наивности, мы предполагаем, что знание про город, включенное в систему обучения, отношение к городу, как к месту, которое нужно понимать, обустраивать, будет связано, в том числе, и с формированием гражданской позиции и причастности к жизни, перспективам развития своего города, той территории, где находятся эти люди. Фактически этот материал, с одной стороны, завернут как материал для учителей. Понятно, что с такого типа материалом (как выразилась Екатерина Поливанова) «простой учитель не сработает», поэтому нужны специальные «леса», программы, для того, чтобы учителя могли их использовать или хотя бы фрагменты. Там, соответственно, запускается материал для поддержки деятельности школьников, в том числе, независимо от того, есть учитель или его нет, т.е. такой самостоятельной инициативы.

· Понимание сложных социально-экономических текстов. В этом смысле школьники, в рамках данной школьной урбанистики, например, анализируют стратегию развития городов. Причем, существуют адаптированные варианты, как скажем в Санкт-Петербурге, есть полные варианты. Все они становятся доступными и обсуждаемыми.

· В данный проект «впаены» данные о 165 российских городах, 128 характеристик. Соответственно, можно в экспресс – формате получать аналитику интересующего города на основании этих данных. В России сейчас нет собранной базы такого формата, которая бы позволяла как-то работать с городами. В интерфейс встроены простые диаграммы и графики, позволяющие просто получить данные по городам (включая карту города и т.д.).

· Стратегии и проекты развития городов. Сюда включены, собственно, стратегии развития городов, которые разрабатываются профессионалами муниципального управления. Я так понимаю и Олег Игоревич, в свое время, приложил руку к этим работам. Данный проект мы прокручивали и в Красноярском крае. Уже есть определенный материал – это проекты развития и молодежные варианты развития городов, которые располагаются на территории края. Эти проекты разрабатывались молодежными группами в рамках проекта «Университет молодежной политики».

На диск записана библиография людей, в сферу интересов которых попадали города. Например, Вячеслав Леонидович Глазычев попадает в эту библиографию.

Далее фрагмент из специально организованной образовательной процедуры, которая называлась «Институт стратегического планирования» в отношении Красноярского края. Список комиссий, в рамках которых проводилась аналитическая работа, а потом поступали предложения о том, что нужно делать для того, чтобы менять результаты.

Этот проект проводился в формате интенсивной школы в течение 10 дней. В данной работе участвовало порядка сотни старшеклассников и около15 студентов. Потом этот продукт был представлен законодательному собранию Красноярского края. Это было обсуждено ранее.

В принципе, материал и идеи, которые в отношении него сделаны, представлены. Можно ответить на какие-нибудь вопросы, услышать суждения.

Заусаев. Это открытая информация? Она представлена для всех желающих просмотреть данные материалы в Интернете или продается на диске?

Ефимов. Этот проект реализуется при поддержке Национального Фонда Подготовки Кадров. 15 сентября, мы должны будем сдать итоговые наработки, затем идет тиражирование. В той степени, в какой мы будем иметь права на это и выведем в открытое пространство информации, в этом аспекте мы и будем открывать.

Вопрос. Вы говорили про учителей продвинутых/непродвинутых, что они должны как-то работать с материалом. Здесь я увидел просто энциклопедические данные. Приведите, пожалуйста, пример продуктивной работы учителей с этой информацией.

Ефимов. Тут ситуация такая. Я могу привести примеры заданий, которые вводятся как исследовательские. Например, нужно исследовать, какие группы городов входят в разные климатические пояса. В этом смысле,  легко понять какие группы городов составляют холодные, теплые города. А дальше можно обсуждать как может быть устроена инфраструктура существования города, для того, чтобы этого город был экономически эффективным.

Вопрос. С кем?

Ефимов. Со школьниками. В проектном режиме допустима работа со школьниками.

Вопрос. Зачем это школьникам?

Есть определенная традиция, что, скажем, детям интересна, к примеру, Всемирная История или появление динозавров, или Биология со всеми детализациями. Мой тезис такой: мы в качестве материала, на котором выращиваются у детей базовые интеллектуальные функции, можем положить, что угодно, все зависит от традиций. И если этот материал будет положен как отчужденный от той жизни, в которой они находятся, то эта отчужденность от жизни сохраняется. Мне наплевать на интересы детей в этом месте, потому что это формируемый интерес. Обсуждение задач с выходом на позицию почти взрослого – когда я обсуждаю перспективу города, и я пытаюсь понять, в чем его проблемы, какие конкурентные позиции в отношении других городов он сохраняет и что с этим нужно делать – это их заводит, возбуждает интерес школьника. Это совершенно нормально.

Любченко. Валерий Сергеевич, вы подразумевали, что этот курс будет реализовываться, в том числе, в формате уроков?

Ефимов. Он сделан сейчас как ресурс. В этом смысле, если его можно втянуть в формат уроков в виде информационного материала, то да. С другой стороны, он совершенно точно может быть реализован к тому, что сейчас называют «элективы», «профили», «организация исследовательской и проектной деятельности». В этом случае формат такой – собирается группа тех людей, которым это интересно, и они начинают действовать.

Дальше, через сайт мы начинаем делать презентации тех проектов, задаем ту информационную среду, попадание в которую является пропуском в проект. Задается большая, российского уровня коммуникативная сеть, где на этом материале начинает разворачиваться квази-исследование, получебный проект.

Немцев. У меня два вопроса. Первый – не совсем понятны задачи и цели прохождения курса школьниками этой программы. Это образовательные преимущественно или они должны каким-то образом быть способными участвовать в реальных процессах городского развития, переоформления, находиться на каких-то стажерских позициях в муниципальных органах? Или они должны освоить некую новую предметность?

Ефимов. Для меня предметность в данном случае не очень важна. Как материал, на котором выращиваются интеллектуальные функции, это можно использовать. Меня в большей степени волнует появление горожанина. Вы знаете, какие центры силы разруливают ситуацию Новосибирска? 99 % не знают, знают мэра и все. А кто реально субъекты развития вашего города? Вы оказываетесь вне этой событийности, вы находитесь вне этой событийности

Немцев. А дальше что? Я с этим знанием как-то просто живу? Я знаю, что есть некоторые нелегальные организации, которые руководят моим городом, на уровне сговора и очень высокого уровня. Я просто дальше живу с этим знанием неосознанно или же я могу это знание практически употреблять? Например, каким-то образом встраиваться в процессы городского развития?

Ефимов. Конечно, такая задача есть: первое - вы про это можете знать, второе – вы к этому можете относится, третье – вы можете свою активность, в соответствии с этой ситуацией, направлять. Поэтому этот исследовательский формат, учебно-исследовательский, учебно-проектный, запускаем и разные формы поддержки этой активности пытаемся конструировать.

Немцев. Спасибо. Второй вопрос несколько провокационный: мне кажется, что методически курс напоминает другой подобный курс – то это «География человеческих перспектив» Попова и Проскуровской.

Ефимов. Да, я в курсе.

Немцев. Вы независимо от того проекта разрабатывали этот курс или вы каким-то образом с ним взаимодействовали?

Ефимов. Я могу сказать, что этот курс разрабатывался независимо. Формат, который задал НФПК, является обязательным к исполнению. Какие смыслы там заложены, как они методически разворачиваются? Да, я знаю эту работу Попова Александра. Да, мы вместе с ним, в программе развития человеческого потенциала «Поколение 21» в Красноярском крае, ведем разные линии. Да, я не согласен с многими его концептуальными полаганиями, он также может не соглашаться с моими… Но эта программа не является «дублем» чего-то

Немцев. Я не про «дубль». Мне кажется, тут просто рефлексия. Интересно, в Красноярске возникает некоторая новая образовательная методика -  этот проект, еще ваша презентация. Тогда как только возникает взаимодействие, можно говорить о какой-то рождающейся традиции.

Ефимов. Запустите туда историка и изучайте это как традицию.

Генисаретский. У меня два сомнения, на которые я бы хотел услышать ответ. Сомнение первое: ни одна социальная сеть не продержится больше года – двух, после этого она умирает. Откуда такой энтузиазм на введение этого проекта в Интернет, в сеть, что кт-то активно поддержит какую-то коммуникацию между какими-то участниками? Организовать регулярное общение в Интернете – это схоже с тем, чтобы совершить мировую революцию. На чем основана уверенность, что, будучи вывешанным, этот проект будет интересовать общественность?

Ефимов. Ситуация заключается в следующем – стратегия НФПК состоит в том, что они хотят запустить это в школу, в тот институт, который существует, воспроизводится и т.д. Наши разговоры про сеть и Интернет не являются разговорами о том, чтобы туда войти. Интернет и сеть будут ресурсами и для преподавателей, и для школьников, которые попадают в эту программу. Насколько это будет устойчивая сеть или будет ли этот проток, но за счет института школы, института системы образования, но трудно сказать с какой эффективностью будет работать.

Генисаретский. С другой стороны, известно какое количество детей поиграло в Сим-Сити с невероятным энтузиазмом, теперь играет в игры Цивилизация разного рода, к которым испытывается влечение и  в котором они эти концепты осваивают налету. Все концепты цивилизационного дискурса можно освоить, достигнув пятого-седьмого уровня цивилизационной игры, с интересом и энтузиазмом вместо этого школьного долдонства. Почему вы делаете на это ставку?

Ефимов. Олег Игоревич, потому что у нас нет другой – раз,

Генисаретский. Что значит – нет? Заказа нет?

Ефимов. У нас нет другого института, через который мы могли бы выходить. Второе – ваши игры в цивилизацию, о которых вы говорите, существуют без города и без горожанина. Идейная конструкция  - да, но отдельно город там не появляется …

Генисаретский. Там идея про то, как можно построить город!

Ефимов. Чей город?

Генисаретский. Город как таковой!

Ефимов В этом смысле города для того, кто там живет, не случается.

Генисаретский. Назовите его своим городом, там это легко любой заменой делается. Свои города и стройте.  

Ефимов. Смотрите, ситуация города, в котором я живу, при этом  не появляется

Генисаретский. Она не появляется также и в тех 120 характеристиках, которые кто-то заполнит.

Ефимов. Через эти исследовательские проекты, которые введены в базу, появляются.

Генисаретский. Покажите мне хотя бы один проект такого города, чтобы он вызывал желание его читать!

Ефимов. Хорошо. Например. Москва. Дорога, на которой все время возникают пробки. Исследовательский проект простой – школьники выходят в 6 утра, с 6 до 8 они фиксируют количество проходящих машин, они изучают проблемы этой пробки. После этого они делают в префектуру предложения, предлагают варианты разрешения данной ситуации и выстраивается развязка.

Генисаретский. Это утопия. Десятки проектных групп много чего предлагают и в префектуру в том числе.

Ефимов. Ну я рассказываю реальную ситуацию.

Смирнов. Хорошо, зафиксировали трудность. Мы даже в реальном городе выстраиваем свой город, не говоря уже о виртуальном.

Ермишкина. У меня есть вопрос. Так случилось, что несколько лет, года 3-4, я веду тьюторские проекты с несколькими детьми. Часть из них поступило после школы в ВУЗы, часть ещё сейчас учится в школе. У меня очень серьезная проблема. Дети не знают что есть в городе, я не говорю про регион, не знают, как это узнавать. Сообщаемый мной алгоритм: «Ребята, приезжайте в университет, посидите на лекции» не работает. Пробы походов на предприятия закончились знаком «минус», потому что для детей это была абстрактная картинка, где какие-то люди в робах что-то делают, счастья на лице нет, значит это все плохо. Хотя эти люди утверждают, что им нравится их работа. На детей эти доводы не действуют… Я трачу гигантские усилия для того, чтобы одного – двух протащить на пару шагов вперед…

Вопрос заключается в следующем – может ли ваш проект помочь в моей беде? В выстраивании стратегии? Когда я индивидуально трачу много сил и часто в «минус», а не в «плюс».

Ефимов. В выстраивании стратегии чего?

Ермишкина. Детской стратегии: куда поступать после школы, вообще заканчивать ли школу и что дальше происходит в жизни? Сложность ситуации заключается в том, что дети не смотрят производственные фильмы и не разговаривают с родителями на кухне, как это было в мое время. Я знала все про инженерную деятельность и смотрела фильм «Весна на Заречной улице». Мне нравились сталевары. Я знала, что подобные люди есть. Они же не знают о существовании производственных людей. Я не могу уговорить взрослых разговаривать про образование. У них в другую сторону.

Ефимов. Мне интересна тема, на которую вы сейчас рассуждали, но я считаю, что она не относится к теме нашей конференции. Я как человек простодушный, посоветовал бы Вам обратиться в институт синергийной антропологии.

Спасибо за внимание! За то, что вы так серьёзно отнеслись к этой работе, хотя я хотел представить ее более просто и менее пафосно.

 

 

«Человек.RU - Кентавр | Подготовка организаторов общественно-политических дискуссий»


К началу
   Версия для печати





Отзывы
Все отзывы
© 2004-2024 Antropolog.ru