Новости Идея Проекты Персоналии Библиотека Галерея Контакты Рассылка
НОВОСТИ

24.11.2015
Онтология человека: рамки и топика

24.11.2015
Статья С.А.Смирнова

14.10.2015
Забота о себе. Международная конференция


АРХИВ НОВОСТЕЙ (все)


АННОТАЦИИ

24.11.2015
Карта личности

01.07.2014
Нам нужно новое начало

03.05.2014
Человек.RU. 2014




In Memoriam

«Биография памяти | Ницше в поле европейской мысли»

 А.В. Михайловский
IN MEMORIAM

 

Сетевой ресурс: http://www.philos.msu.ru/fac/varia/necr/bibihin.html

 

12 декабря 2004 года в Москве умер философ Владимир Вениаминович Бибихин. Его отпевали в храме Св. Николая Чудотворца в Хамовниках и похоронили на Николо-Архангельском кладбище под Москвой.

В.В. Бибихин был одним из немногих в нашей стране, кого по-настоящему захватывало дело философии, кого называли философом не случайно. Он в полной мере принадлежал к большой европейской традиции и вместе с тем оставался глубоко русским мыслителем, хорошо понимавшим, насколько странен в России статус философии как открытой и ничем не гарантированной мысли.

Меньше года назад ушел из жизни С.С. Аверинцев, всего два месяца назад — Жак Деррида. Бибихин был близок к обоим, и его смерть — утрата того же порядка. Так уходит поколение и, даже больше, эпоха. Владимир Вениаминович написал на смерть Аверинцева: «Нам этот конец не нужен, для нас он беда, от какой трудно дышать. Какой-никакой, наш космос держался всегда немногими тайными хранителями; может быть, самого надежного из них теперь не стало, раньше времени, без природной необходимости, в подтверждение нашего общего глубокого неблагополучия…». Он сам был таким тайным хранителем.
Кажется, что последней, опубликованной при жизни книгой «Лосев-Аверинцев» (2004) символически приготовлялось место для самого автора. Начиная с первой половины 60-х гг. Владимир Вениаминович был другом и помощником Алексея Федоровича Лосева, с которым прошел большую философскую и филологическую школу. В 70-е и 80-е гг. он перевел на русский язык сочинения Николая Кузанского, прозу Петрарки, «Духовные слова» Макария Египетского и «Триады» Григория Паламы. Но особое место среди переведенных им авторов занял Мартин Хайдеггер. Бибихин подарил Хайдеггера русскому читателю. Все его переводы свидетельствуют о счастливом сочетании двух вещей: огромной работы понимания и мастерского владения русским языком.

С 1972 г. Владимир Вениаминович являлся сотрудником Института философии, а с 1989 г. начал читать лекции на философском факультете МГУ имени Ломоносова. Несмотря на то, что в последние годы он преподавал в нескольких известных московских институтах, именно эти лекции в поточных аудиториях и на 11-м этаже 1-го гуманитарного корпуса стали его настоящим делом, которое влекло к себе десятки студентов — философов, филологов, историков, лингвистов, богословов — и простых слушателей, ищущих живого вдумчивого слова. Свои лекции Владимир Вениаминович читал с написанного текста, наглядно расставляя акценты легким ритмичным движением руки. И, тем не менее,  всех, кто его слушал, не покидало впечатление, что слова рождаются здесь и сейчас. Похожее впечатление производят поэты, читающие свои стихи.

С 1989 по 2002 г. В.В. Бибихин подготовил и прочел около 20 разных курсов. Своим числом и уровнем изложения материала они превосходят даже самые строгие требования, предъявляемые к профессорам западноевропейских и американских университетов. И этого не могли не заметить российские студенты и аспиранты, которые после стажировок в Париже, Страсбурге, Тюбингене или Мичигане вновь приходили на лекции и семинары Бибихина. Небольшая книга «Мир» и философский бестселлер 90-х гг. — дважды издававшийся «Язык философии» (1993, 2002) — это переработанные курсы лекций. В этих и других книгах — «Узнай себя» (1998), «Новый ренессанс» (1998, премия «Малый Букер» 1999 за лучшую книгу эссе), «Слово и событие» (2001), «Другое начало» (2003) — Бибихин пишет о слове, языке, событии, детском отношении к миру, свободе, праве, правде и русской истории, внимательно разбирает древнеиндийские гимны, Данте, Пушкина, Толстого, Мандельштама, Лорку, Гераклита, Гегеля и Хайдеггера.

Накануне смерти Владимир Вениаминович с неимоверным трудом продолжал вносить правку в макет книги «Витгенштейн: смена аспекта», в основу которой лег курс лекций, читавшийся в 1994/95 и 2001/2002 гг.

Во Введении Бибихин пишет, отдавая дань месту: «Искания нестандартного ума ставят предприятие его изучения под вопрос. Мы не должны помогать адаптации мыслителя. Надо надеяться, что Московский университет имени Ломоносова благодаря гению страны остается местом, где удастся прислушаться к существенному, и где через причастность к мировой истории сложилась достаточная традиция смирения и терпения, чтобы принять в случае неуспеха отрицательный результат» (с. 18).

На страницах книги, которая выйдет в свет в 2005 году, автором достигается удивительная ясность и прозрачность мысли (как ни странно, но именно их недостаток часто ставили ему в упрек). «С ощущения решающей важности мысли и слова начинается философская работа» (с. 13). О фигуре Витгенштейна, как-то особенно близкой и родной: «Не требуются особые объяснения, почему путь, пройденный решающими умами 20 столетия, оказался таким необычным. Теперь яснее его необходимость. Отрешенная чистота была нужна среди смуты для сохранения целости того, что не поддается представлению. Философ умеет своим словом хранить молчание, которое достойно питающей всех тайны» (с. 14). Всю книгу пронизывает главная тема его последних лет: «Слово есть мера мира… Со своей стороны, мир в обоих смыслах времени и бытия задает предельную меру слова» (с. 17–18). Подобно Витгенштейну он был убежден в том, что «наш мир никогда не бывает лучше наших разговоров».

Несмотря на все изданные труды (включая множество переводов, статей и выступлений на конференциях), еще рано подводить итоги, говорить о вкладе В.В. Бибихина в науку и оценивать его значение для философии в России. Причина проста. Осталось наследие, и в нем не последнее место занимают все те же курсы лекций. Впереди большая работа. 

Владимир Вениаминович не создал школы в расхожем понимании этого слова. Однако многие смогут называть себя его учениками, потому что, как говорил он сам, «школа должна прежде всего учить дисциплине мысли», должна требовать от нас «терпения, внимания, вглядывания», ухода от «бездарного битья мнениями друг друга». Лишь тогда — и в этом состояла его надежда — с нами что-то произойдет.
           
      Курсы, прочитанные В.В. Бибихиным в МГУ им. М.В.Ломоносова: 
           
Год                Семестр                 Название курса

1988/1989 весенний     Мир

1989/1990 весенний     Внутренняя форма слова

1989/1990 осенний       Язык философии

1989/1990 осенний       Внутренняя форма слова

1989/1990 осенний       Энергия

1989/1990 осенний       Ранний Хайдеггер

1990/1991 весенний     Ранний Хайдеггер

1990/1991 осенний       Первая философия

1990/1991 осенний       Новое русское слово

1991/1992 весенний     Ранний Хайдеггер

1991/1992 весенний     Первая философия

1991/1992 весенний     Лейбниц

1991/1992 осенний      Ранний Хайдеггер

1991/1992 осенний      Лицо Средневековья

1992/1993 весенний    Собственность

1993/1994 весенний    Собственность

1993/1994 осенний      Собственность

1994/1995 весенний    Витгенштейн

1994/1995 осенний      Витгенштейн

1995/1996 весенний    Пора

1995/1996 осенний      Пора

1996/1997 весенний    Начала христианства

1996/1997 осенний      Начала христианства

1997/1998 весенний    Лес

1997/1998 осенний       Лес

1998/1999 весенний     Правда

1998/1999 осенний       Правда

1999/2000 весенний     Правда

1999/2000 осенний       Грамматика поэзии

2000/2001 весенний      Дневники Льва Толстого

2000/2001 осенний        Дневники Льва Толстого

2001/2002 весенний      Философия права

2001/2002 весенний      Энергия (повтор)

2001/2002 весенний      История современной философии

2001/2002 осенний        Философия права

2001/2002 осенний        Витгенштейн (повтор)

«Биография памяти | Ницше в поле европейской мысли»


К началу
   Версия для печати





Отзывы
Все отзывы
© 2004-2024 Antropolog.ru