Новости Идея Проекты Персоналии Библиотека Галерея Контакты Рассылка
НОВОСТИ

24.11.2015
Онтология человека: рамки и топика

24.11.2015
Статья С.А.Смирнова

14.10.2015
Забота о себе. Международная конференция


АРХИВ НОВОСТЕЙ (все)


АННОТАЦИИ

24.11.2015
Карта личности

01.07.2014
Нам нужно новое начало

03.05.2014
Человек.RU. 2014




Биография

«Стереоэтика | Интервью альманаха»

Михаил Наумович Эпштейн – философ, культуролог, литературовед,  эссеист, заслуженный профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта). Член российского Пен-клуба и Академии российской современной словесности.

М. Эпштейн родился в Москве в 1950 г.  В 1972 г. закончил филологический факультет МГУ, с 1978 г. – член Союза писателей. Его статьи по вопросам литературы и теории печатались в "Новом мире", "Знамени", "Звезде",  "Октябре", "Вопросах литературы", "Вопросах философии", "Вопросах языкознания", "Новом литературном обозрении" и других литературных и теоретических журналах. Автор 17 книг и более 400 статей и эссе, переведенных на 14 иностранных языков (см. ниже библиографию).

     В 1970-е годы участвовал в работе сектора теоретических проблем Института мировой литературы (Москва) и преподавал литературу в московских вузах.
    В 1980-е годы - основатель и руководитель междисциплинарных объединений московской гуманитарной интеллигенции: "Клуб эссеистов", "Образ и мысль" и "Лаборатория современной культуры".
    С 1990 г. живет и работает в США. Профессор университета Эмори с 1990 г. Основные курсы: "Западный и русский постмодернизм", "Семиотика и поэтика", "Введение в теорию литературы", "Религия и философия в России", "Достоевский",  "Глобальная культура и будущее гуманитарных наук".

    В 1990-91 гг. стипендиат (fellow) Института Кеннана в Вашингтоне, выполняет исследование по теме "Советский идеологический язык".
    В 1992-94 гг., по контракту с Национальным советом по советским и восточноевропейским исследованиям (США, Вашингтон), работает над исследованием "Философская и гуманитарная мысль в России, 1950-91".
    В 2002-03 гг. - стипендиат (fellow) Центра гуманитарных исследований (университет Эмори), работает над проeктом "Футурология гуманитарных наук: Парадигмальные сдвиги и новые концепты".

Соредактор журналов "Symposion. A Journal of Russian Thought " (США) и "Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник" и книжной серии "Тела мысли" (изд. Алетейя, СПб); член редколлегии журналов "Common Knowledge" (США) и  "Rhizomes: Cultural Studies in Emerging Knowledge"
(США).

Лауреат премий:
Андрея Белого (СПб., 1991);
журнала "Звезда" (за лучшие публикации 1999);
"Liberty" (Нью-Йорк, 2000; присуждается с 1999 г.  "за выдающийся вклад в развитие российско-американских культурных отношений";
"Вторая навигация" (2004, за "Проективный философский словарь", от Философского общества СПб).
Призер международного конкурса эссеистики (Берлин-Веймар, 1999) и стипендиат Фонда веймарской классики (2000).

Автор сетевых проектов и сайтов:
ИнтеЛнет
Виртуальная библиотека Михаила Эпштейна (проекты, книги, статьи, интервью)
Дар слова. Еженедельный лексикон
Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник
Книга книг: Словарь-антология альтернативного мышления
Гуманитарные журналы Интелнета, и др.

На английском языке:
InteLnet
Mikhail Epstein's Virtual Library
Home Page

Заглавная страница на сайте университета Эмори

Книги М. Эпштейна

Новые публикации

 

 Oсновные направления работы

(многие из названных ниже публикаций могут быть найдены в Виртуальной библиотеке)

1). Поэтика и метафизика русской классической литературы, топосы и архетипы русской поэзии. Статьи о Фаусте у Гете и Пушкина; о "Медном всаднике" и "Сказке о рыбаке и рыбке" как о едином произведении, поэме-сказке; об иронии демонического у Гоголя; об Акакии Башмачкине и князе Мышкине; о мотиве театрального занавеса у Пушкина и Мандельштама и т.д. Особый интерес к титаническим и демоническим мотивам в русской культуре. Книга о русской пейзажной лирике, о ее растительных, анималистических, ландшафтных архетипах.


2). Проективная теория литературы и культуры. Манифесты и статьи о новой русской поэзии: метареализм, концептуализм, презентализм (в 1980-е). Истоки и смысл русского постмодернизма (в сравнении с западным, в 1990-е). Первая книга на английском языке, вышедшая на эту тему: After the Future: Paradoxes of Postmodernism and Contemporary Russian Culture ("После будущего. Парадоксы постмодернизма и современная русская культура", Massachusetts University Press, 1995). Вторая книга: Russian Postmodernism: New Perspectives on Post-Soviet Culture" (New York - Oxford, 1999). Статьи: "Игра в жизни и в культуре", "           " /пробел/ ". Наброски к экологии текста" и др.


3). Разработка понятия транскультуры и соответствующих междисциплинарных проектов. Эксперименты в области коллективных импровизаций, лирического музея и др., начатые в Москве и продолженные на Западе. Клуб эссеистов (Москва, 1982-87), объединение " Мысль и образ" (М., 1986 ), Лаборатория современной культуры (М., 1988-90), Лаборатория современной мысли (Нью-Йорк, 1999 - 2002). Книга "Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication" [Транскультурные эксперименты: Российская и американская модели творческой коммуникации] (New York, 1999).
Статьи "Вещь и слово. К проекту Лирического музея, или Мемориала вещей" , "Говорить на языке всех культур...", Культура - культурология - транскультура (на англ.) и др. Разработка понятия "гиперавторства" (виртуального авторства) и участие в проекте Араки Ясусада (японский поэт (1907-1971), свидетель Хиросимы, прибретший международную известность в 1995-97 гг.).


4). Советская идеология и философия послесталинской эпохи. Логико-лингвистический анализ языка советской идеологии и лежащих в его основе тетрад (четырехэлементных лексико-семантических структур, тетралектика). Анализ основных направлений российской философии 1960-80-х гг. (неорационализм, персонализм, культурология, концептуализм и т. д.). Подготавливается книга (на английском) о русской философии 1950-91 гг. Опубликованы монографические очерки о Данииле Андрееве, А. Синявском-Терце, статьи "Феникс философии" (англ.) и "Третье философское пробуждение" (рус).


5).Эссеистика. Короткие эссе, собранные в две книги: "Бог деталей" (1977-88) и "На границах культур" (1990-94). Семиотика и культурология советской и американской повседневности. Мифы и ритуалы частной и общественной жизни. Отправляясь от "Oпытов" Монтеня и "Мифологий" Р. Барта... Теория эссеистического жанра и эссеизма как новой постмифологической целостности образа, факта и понятия (художественного, документального и философского мышления) и как "нулевой дисциплины". Работа "Законы свободного жанра. Эссеизм в культуре Нового времен" (1986). Двухтомное собрание "Все эссе" (около 150 текстов), в 2 тт. т. 1. В России (1970 - 1980-e).;  т.2. Из Америки (1990 - 2000-e). Екатеринбург: У-Фактория, 2005.


6). Философско-эссеистическая и неомифологическая проза. Книга "Отцовство. Метафизический дневник" (1979-82, опуб.  на немец. 1990, на рус. 1992), посвященная первому году жизни ребенка; теология и этика взаимоотношений отца и дочери. Книга "Великая Совь" (1984-88, опуб. 1994) - o тотемических основах и метафорических смыслах тоталитарного общества.


7). Теология культуры. Религиозное сознание и бессознательное русского авангарда и концептуализма. Книга "Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре 20-го века" (1994) (еврейские духовные традиции у Пастернака и Мандельштама, мистика пустоты у Ильи Кабакова, трансформация юродивости и мистика похмелья у Вен. Ерофеева и т.д.). Изучение сектантства и старообрядчества, ("Старообрядческий дневник", 1985), религиозно-философских умонастроений позднего советского периода. Книга "Новое сектантство" (1984-88, опуб. 1993) - сумма теологии постатеистического сознания. Статья "Пост-атеизм, или Бедная религия" (1982, 1991), определяющая контуры новой синкретической религии, возникающей на основе массового атеизма советской эпохи. Работа "Русская культура на распутье. Секуляризация и переход от двоичной модели к троичной" ("Звезда", 1999, ##1-2), где в противовес традиционному российскому дуализму и идеократии и западному монизму и медиократии выдвигается собственно троичная модель культурной динамики.


8). Философия. Разработка новых принципов мышления, основанных на модальности возможного и вводящих в третью, посткритическую эпоху философии (первая - докритическая, докантовская; вторая, критическая, началась с кантовского переворота и заканчивается теорией деконструкции). Изучение сменяющихся модальностей в истории мысли и культуры. Вместо "бритвы Оккама" и императива "осуществи свои возможности" - выдвигаются принципы "умножения сущностей (универсалий) по мере возможности" и "потенциация действительности". Эти принципы изложены в статьe "Теория искусства и искусство теории" (1987), в работе "Учение Якова Абрамова в изложении его учеников" (опубл. 1990), в эссе "Хроноцид: Пролог к воскрешению будущего" (приз международного конкурса в Веймаре, 1999). Разработка постмодерных жанров философского "лубка", "римейка" (rемаке), "каталога", "маленького трактата".  Основы новой методологии систематически изложены  в книге "Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре " (СПб, Алетейя, 2001).



9. Методология гуманитарных наук и формирование  на их основе практик (вторичных искусств),  преобразующих предмет их изучения. "Techno-humanities". Культуроника  - изобретательская и конструкторская  деятельность в области культуры;  активное преобразование культуры как следствие ее теоретических исследований. От аналитического уклона, который  приобрели гуманитарные науки в 20-м веке, прокладывается путь к синтетической и генеративной теории 21-го века.  Эта теория  не просто исследует то, что уже сформировалось в гуманитарном поле, но сама порождает "семейства" новых концепций, жанров и  дисциплин. Семейство транс-дисциплин: (транслингвистика, транспоэтика, трансэстетика и т.д.)  гуманитарных технологий,  вторичных практик, которые возникают на  основе  теоретических дисциплин и ведут к трансформации предметов их изучения - языка, литературы, искусства и т.д.  Напр., задача транслингвистики - расширять существующий язык, синтезировать новые слова и понятия, языковые правила, лексические поля, увеличивать объем говоримого - а значит и мыслимого, и потенциально делаемого. Гуманология (humanology) -  новая наука о трансформациях человека и человеческого в процессе создания искусственных форм жизни и разума. Статья "Debut de siecle: Манифест протеизма" (2001).
Книга "
Знак пробела. О будущем гуманитарных наук" (2004).



10). Работа над проективным словарем русского языка "Дар слова", еженедельные выпуски которого выходят с апреля 2000 г. в виде электронной рассылки (подписка). Публикации в "Новой газете", в "Русском журнале", "Grani.ru". Это словарь лексических и концептуальных возможностей русского языка,  перспектив его развития в 21-ом веке. Тема проекта - искусство создания новых слов и понятий, пути обновления лексики и грамматики естественных языков, развитие корневой системы, расширение  моделей словообразования. Изучение теоретических и практических аспектов третьего, самого редкого вида обращения со знаками: не знакосочетания (речь) и не знакоописания (метаязык), а знакотворчества, введения в язык новых знаков (семиургия).   Можно предвидеть, что с  развитием электронных средств коммуникации  деятельность порождения новых знаков будет занимать все большее место в  культуре по сравнению с деятельностью сочетания наличных знаков. Работа над проективными словарями гуманитарных дисциплин, в частности, философии и культурологии. "Проективный философский словарь: Новые термины и понятия." СПб., Алетейя, 2003 (автор предисловия и 90 статей).


11). Создание особого панорамно-метаидеологического жанра, "Комедии идей", соотносимого с "Божественной комедией" Данте и "Человеческой комедией" Бальзака, но возникaющего на почве не средневеково-феодального и не буржуазного, а (пост)социалистического общества, движущим мотивом которого является власть идей. "Комедия идей" - это трилогия ("ад, чистилище, рай"), включающая "Новое сектантство", антологию "Мыслители нашего времени" и завершающую часть "Книга книг: Словарь альтернативного мышления". Написанная в 1984-88, "Комедия идей" выходит частями: опубликована первая книга и фрагменты второй, третья книга начала свой путь к читателю из виртуального пространства  (планируется ее постепенное опубликование  в течении 10-12 лет, начиная с весны 1998).


Oсновное направление работы M. Эпштейна - создание множественных альтернатив господствующим теоретическим моделям, - то, что он называет "множимостью мысли". На этом пути возникают "возможные миры мыслимого" - философские системы, религиозные и художественные движения, жизненные ориентации, виртуальные народы и государства, новые слова, термины и понятия, новые дисциплины и формы гуманитарного исследования.  Такой метод мышления аналитичен по отношению к современной культуре - и одновременно альтернативен ей, обнаруживая ее пустоты, лакуны, нереализованные возможности. Можно назвать этот метод проективным - но, в отличии от традиционного для российской мысли проективно-утопического мышления (всеединство и Богочеловечество у Соловьева, общее дело Федорова, творческий апокалипсис у Бердяева), здесь не предполагается единственность и глобальная всезначимость одного проекта. Напротив, выдвигается сразу целая серия равно мыслимых альтернатив - их расходящийся веер. Отсюда и название сетевого журнала, соиздаваемого М. Эпштейном (в соавторстве с Александром Ромадановым) с декабря 2000 г.: "Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник".

Такой метод мышления можно назвать  "возможностным",  "поссибилистским", "концептивным", "веерным", "вариативным", "виртуальным", поскольку каждая из проектируемых теорий и практик полагает одновременно и свою собственную область  потенциального существования.   не сводимую в плоскость сущего, должного или "только-возможного". Виртуальные объекты выступают в качестве своих собственных предикатов, т.е. обладают свойствами целых миров, которые содержат в себе условия и модусы своего бытия, а не получают их извне, от нашего единственного "актуального" мира. Принцип "реализации возможностей", который традиционно господствовал в истории и культуре, М. Эпштейн предлагает дополнить принципом "потенциации действительности".

"Потенциация, или овозможение, есть возрастание степеней возможного в самой реальности,  процесс превращения фактов в вероятности, теорий  - в гипотезы, утверждений - в предположения, необходимостей  - в альтернативные возможности... Лучший из возможных миров - тот, что еще возможен... На входе в новую эпоху истории начинается избывание бытия, его переход в сослагательное наклонение, в форму бы".
(из книги "Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре", 2001).

"Концептивизм - это философия "зачинающих понятий", конструктивная деятельность мышления в области концептов и универсалий. Как и деконструкция,   концептивизм признает "конструктность", концептуальную заданность  "реальности", но ставит своей задачей не критику и демистификацию этих конструктов, а творческое их порождение, создание  множественных моделей возможных миров, познавательных и общественных практик. Термин"концептивизм" указывает на зачинательно-генеративную природу   новых методологий, которые не столько деконструируют языковые и мыслительные объекты, сколько концептируют их, порождают в гипотетических и поссибилистских модальностях".

Раньше, когда в нашем распоряжении был один-единственный мир, философия поневоле была умозрительной, отвлеченной наукой. Когда же с развитием компьютерной техники и физическим открытием параллельных вселенных открывается возможность других миров, философия переходит к делу, становится сверхтехнологией нового дня творения.Раньше философ говорил последнее слово о мире, подводил итог: Гегель любил повторять, что сова Минервы (богини мудрости) вылетает в сумерках. Но теперь философ становится "жаворонком" или даже "петухом", возвещает рассвет, произносит первое слово о прежде никогда не бывшем. В 21-ом веке появляются, по крайней мере в научно очерченной перспективе,  альтернативные виды разума и жизни: генопластика, клонирование, искусственный интеллект, виртуальные миры, киборги,  расширение мозга, освоение дыр (туннелей) в пространстве и времени. При этом философия, как наука о первоначалах, первопринципах, уже не спекулирует о том, что было в начале, а сама закладывает эти начала, определяет метафизические свойства виртуальных, инофизических, инопространственных, инопсихических миров (от компьютерных игр до создания искусственного разума). Философия не завершает историю, не снимает в себе и собой все развернутые в ней противоречия разума, а развертывает собой те возможности разума, которые еще не воплотились в истории или вообще не могут исторически воплотиться, требуют построения альтернативных миров, осуществимых в иных, виртуальных формах бытия".
      Из книги "
Знак пробела. О будущем гуманитарных наук" (2004)


Книги М. Эпштейна, изданные по-русски

1. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. М., Советский писатель, 1988, 416 сс.

2. "Природа, мир, тайник вселенной..." Система пейзажных образов в русской поэзии. М., Высшая школа, 1990, 304 сс.

3. Отцовство. Роман-эссе. Тенафли (Нью Джерси, США), Эрмитаж, 1992, 160 сс.;
    2-ое изд.  Отцовство. Метафизический дневник. СПб., Алетейя, 2003, 248 сс. (первая книга в серии Men Studies).

4. Новое сектантство: типы религиозно-философских умонастроений в России. 1970-1980-е годы. Холиоке (Массачусеттс). Нью Ингленд Паблишинг Ко., 1993, 179 сс.;
    2-ое изд., Москва, Лабиринт, 1994, 181 сс.

5. Великая Совь. Философско-мифологический очерк. Нью-Йорк, Слово, 1994, 177 сс.

 6. Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре ХХ века. Тенафли (Нью Джерси, США), Эрмитаж, 1992, 1994, 269 сс.

 7. На границах культур: российское - американское - советское. Нью-Йорк. Слово, 1995, 344 сс.

 8. Бог деталей. Народная душа и частная жизнь в России на исходе империи. Нью-Йорк. Слово, 1997, 248 сс.
    2-ое изд., Москва, ЛИА Р.Элинина, серия "Классика 21 века", 1998, 240 сс.

9. Постмодерн в России: литература и теория. М., ЛИА Р.Элинина,  2000, 367 сс.
    2-ое, переработанное и дополненное издание: Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 485 сс.

10. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб, Алетейя, 2001, 334 сс.

11. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб., Алетейя, 2003 (соредактор с Г. Л. Тульчинским,  автор предисловия и 90 статей), 512 сс.

12. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М., Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

13. Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России (1970 - 1980-e), 544 сс.;  т.2. Из Америки (1990 - 2000-e), 704 сс. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.


Книги М. Эпштейна на иностранных языках

 

Английский

14. Cries in the New Wilderness: from the Files of the Moscow Institute of Atheism. Trans. and intr. by Eve Adler, Philadelphia: Paul Dry Books, 2002, 236 pp.

15.Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication (with Ellen Berry). New York: St. Martin's Press (Scholarly and Reference Division), 1999, 340 pp. (of 23 chapters, 16 are written by this author).

16. Russian Postmodernism: New Perspectives on Post-Soviet Culture (with Alexander Genis and Slobodanka Vladiv-Glover, in the series Studies in Slavic Literature, Culture, and Society, vol. 3). New York, Oxford: Berghahn Books, 1999, 528 pp. (of 24 chapters, 16 are written by this author). Hardcover and paperback editions.

17. After the Future: The Paradoxes of Postmodernism and Contemporary Russian Culture (a volume in the series Critical Perspectives on Modern Culture,  introd. and transl. by Anesa Miller-Pogacar), Amherst: The University of  Massachusetts Press,  1995, 392 pp. Hardcover and paperback  editions.
Electronic edition,
Boulder, Colo.: NetLibrary, Inc., 2000.

18. Relativistic Patterns in Totalitarian Thinking: An Inquiry into the Language of Soviet Ideology. Kennan Institute for Advanced Russian Studies, Occasional Paper, #243. Washington: The Woodrow Wilson International Center for Scholars, 1991, 94 pp.

 

Немецкий

19. Tagebuch fur Olga. Chronik einer Vaterschaft. Aus dem Russischen von Otto Markus [translation of #13]   Munich: Roitman Verlag, 1990, 256 pp.

 

Сербско-хорватский

20. Blud rada: Eseji, katalozi i mali traktati (Labor of Lust: Essays, Catalogs and Little Treatises), transl. from Russian by Radmila Mecanin.  Novi Sad: Stylos, 2001, 248 pp.

21. Novo Sektashtvo  Tipovi religiozno-filozofskikx pogleda na svet u Rusiju (70-ikh i 80-ikh godina xx veka). (New Sectarianism: The Varieties of Religious-Philosophical Consciousness in Russia, the 1970s-1980s), transl. from Russian by Draginia Ramadanski. Novi Sad: Aurora, 2001, 220 pp.

22. Ochinstvo (Fatherhood), transl.  from Russian  by Draginia Ramadanski. Novi Sad: Aurora, 2001,  224 pp.

23. Ruska kultura na raskrscu. Sekularizacija i prelaz sa dualnog na trojicni model. (Russian Culture at the Crossroads: Secularization and Transition from the Binary Model to the Trinitary One), transl. from Russian by Radmila Mecanin. Beograd, Narodna knjiga/Alfa, Beograd, 1999, 100 pp.

24. Vera i lik. Religiozno nesvesno u ruskoi kulturi XX veka. (Faith and Image: The Religious Unconscious in Twentieth Century Russian Culture) S ruskog prevela (translated from Russian) Radmila Mechanin. Novi Sad: Matitsa srpska, 1998, 356 pp. [translation of #7)

25. Postmodernizam (Postmodernism). S ruskog prevela Radmila Mechanin. Beograd: Zepter Book World, 1998,  157 pp.

26. Esej (Essay). [Theory of Essay as a Genre]. S ruskog prevela  Radmila Mechanin.Beograd: Narodna knjiga-Alfa, Biblioteka Pojmovnik, 1997, 172 pp.

Венгерский

27. A posztmodern Оs OroszorszКg (Postmodernism in Russia). Budapest: EurЧpa KЪnyvkiadЧ, 2001,  340 pp.


Библиография  книг, изданных на английском и других языках, включая их краткие аннотации и информацию об их приобретении.
Тематическая библиография
Библиография 1966-1994
Библиография 1995-


«Стереоэтика | Интервью альманаха»


К началу
   Версия для печати





© 2004-2017 Antropolog.ru