Г.Л.Тульчинский
Постчеловеческая персонология и
перспективы новой гуманитарной парадигмы
XX-й век сполна расплатился по векселям века XIX-го. Столетие стало эпохой, когда плоды Просвещения, великих замыслов в науке и морали, политике и экономике, стали реальностью, которая выражается и осознается как кризис: экологии, демократии, нравственности, науки, искусства и т. д. Ситуацию обостряет и усугубляет опыт постмодернизма. Развенчание логоцентризма обернулось развоплощением смысла, логомахией, и грамматоцентризмом, утратой глубины, самодостаточностью означающих без означаемых, когда культура превращается в царство теней, следов без подлинников, симуляций без оригиналов. Постмодернизм оказался неконструктивным в том плане, что застыл в стадии остранения (деконструкции) привычного. Необходим следующий шаг - новая конструктивная работа с остраненными смыслами.
Назрел новый парадигмальный сдвиг в гуманитарной культуре.
Такой сдвиг должен отвечать нескольким требованиям: не отрицать, а обобщать опыт постмодерна; давать осмысление нового цивилизационного опыта, его оснований и перспектив; делать акцент не столько на структурности, сколько на динамике осмысления и порождения новых смыслов; опираться на принципиальный учет роли и значения личности - главного, если не единственного источника этой динамики.
В истории уже неоднократно случались подобные периоды пробы сил разума: античная софистика, средневековая схоластика, Просвещение осуществляли активный поиск, когда парадоксы, дистинкции и прочие симулякры приобретали большую реальность, чем сама реальность. И всегда такой поиск предварял качественный рывок, прорыв человеческого опыта к новой целостности бытия. Поэтому перспектива философии может быть связана только с поиском перспектив новой гомодицеи.
В этой связи показательна главная тенденция философствования последних двух столетий: от онтологии к гносеологии и далее через аксиологию и культурологию к персонологии. Два основных ответа на вопрос о природе бытия (идеализм и реализм) на «онтологической» стадии философии, по сути дела, есть два объяснения двойственной природы человеческого бытия, делающие акцент либо на духовной, либо на телесной его стороне. «Гносеологическая» стадия, разводящая субъект и объект, делает акцент на их соотношении, с неизбежностью выводя (с осознанием проблемы трансцендентального субъекта) на первый план проблему свободы и личности. «Аксиологический» этап – от феноменологии к экзистенциализму и одновременно – к герменевтике, нормативно-ценностной культурологии и постструктурализму – выражает стадии созревания уже собственно персонологической доминанты.
Философия личности прошла сложный путь: трансцендентальный субъект (Декарт), его схематизм (Кант, Фихте), интенциональность сознания и символические формы бытия (Кассирер, Гуссерль), сознание как оплотняющий диалог с Другим, в том числе - бессознательным (М.Бубер, М.Бахтин, Э.Левинас, фрейдизм), человек как совокупность общественных отношений (марксизм), как «человек и его обстоятельства» (Ортега-и-Гассет), как символическое тело (постструктурализм). К концу ХХ века человек оказался перенасыщенным, перегруженным качествами. Похоже, что его надо вновь «почистить» - в плане перехода от структурных описаний к выявлению механизма динамики свободы от трансцендентального к социальному.
Человек, как конечное существо, всегда постигает бесконечный мир только «в каком-то смысле», с какой-то позиции. Поэтому смыслообразование персонологично, является результатом глубоко личностного опыта, проявлением человеческой свободы и ответственности. Смысл – порождение конечной системы, пытающейся понять бесконечное. Но тогда условием осмысления является трансцендирование – «выход в контекст» своего бытия. Этим условием оказывается свобода – не только исходный импульс, но и гарант осуществления смысла в социальном со-бытии.
Постмодерн зафиксировал момент ухода конуса свободы и ответственности за границы психосоматической целостности индивида. Деконструкционизм оказывается предпосылкой новой персонологии и метафизики нравственности. Я превращается в точку сборки, немонотонную волновую свободы и ответственности, странником в стихиях модального бытия.
Философия на пороге нового столетия и тысячелетия раскрывается преимущественно как постчеловеческая персонология, вбирающая в себя как философскую антропологию и культурологию, так и традиционную метафизику – комплекс существенно и непосредственно значимый для исследователей, экспертов, политиков, теории и практики менеджмента, образования, семейного воспитания, социальной помощи и реабилитации, художественного и научно-технического творчества, СМИ.
К началу XXI-го столетия сложились предпосылки для парадигмального сдвига, ключевыми моментами которого являются новый синтез духовного опыта; расширенные представления о рациональности; поссибилизм – смещение акцента с описания сущего и преобразовательного активизма на порождение новых возможностей, сценариев реальности и поведения; динамизм – смещение акцента со структурно-статичного на процессуальность изменения; персонализм – неизбывность личностного начала – источника, средства и результата динамики осмысления и смыслообразования. И не так уж важно – как назвать этот синтез: постчеловеческая персонология, синергетика, семиодинамика или глубокая семиотика. Имя будет найдено. Новые аттракторы уже действуют.
Заявка на участие в конференции
«Будущее психологии в глобальном мире»
Санкт-Петербург, 22-24.10.2002
|