Новости Идея Проекты Персоналии Библиотека Галерея Контакты Рассылка
НОВОСТИ

24.11.2015
Онтология человека: рамки и топика

24.11.2015
Статья С.А.Смирнова

14.10.2015
Забота о себе. Международная конференция


АРХИВ НОВОСТЕЙ (все)


АННОТАЦИИ

24.11.2015
Карта личности

01.07.2014
Нам нужно новое начало

03.05.2014
Человек.RU. 2014




Программа развития Калининского района. Концепция.

»

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

развития Калининского района г. Новосибирска

Проектное предложение

(как может выглядеть Программа развития района?)

 

Понятие Программы развития

Под Программой развития мы понимаем следующие:

1. Программа развития района (далее – Программа) – это определенный управленческий инструмент, который разрабатывается группой основных субъектов, определяющих ситуацию на определенной территории (в данной случае – Калининского района).

2. Этот управленческий инструмент является результатом коллективной работы и не является единоличной собственностью отдельно взятого субъекта (будь то администрация района или кто-то еще).

3. Программа является результатом договоренности между различными субъектами, участниками ее разработки. Программа не сводится к некоторым показателям и цифрам, которые указываются в ней. Программа предполагает наличие показателей развития района, но прежде всего она предполагает систему договоренностей между субъектами – кто и что должен делать и за что несет ответственность.

4. Программа в этом смысле – это коллективный Договор различных субъектов, которые разделяют риски и ответственность по управлению развитием Калининского района.

5. Программа развития не может быть анонимным и безадресным документом. Она «сидит» на людях и является Программой развития этих людей, прежде всего тех, кто управляет развитием территории.

6. В этом плане Программа развития – это программа развития прежде всего деятельности конкретных людей. В Программе должны быть ясно представлены виды и формы деятельности конкретных групп людей, их цели и задачи, их позиция, их виды и формы деятельности и предполагаемые результаты.

7. Программа развития разрабатывается на основе принципов, известных в практике мирового управления как принципы хорошего управления. Эти принципы суть:

Устойчивость всех направлений городского развития. Соблюдение баланса различных направлений для удовлетворения всех социальных, экономических и экологических нужд настоящего и будущих поколений.

Децентрализация управления и ресурсов на основе принципа субсидиарности – солидарной ответственности. Распределение ресурсов и ответственности на уровни, соответствующие эффективному и рентабельному осуществлению услуг.

Равноправность доступа к процессу принятия решений и основным городским ресурсам. Привлечение к процессу принятия решений и городским ресурсам, к разработке, реализации и мониторингу деятельности  всех участников гражданского общества.

Формирование различных видов партнерства, в том числе с  бизнесом, для достижения общих целей.

Создание адекватной среды возможностей для всех участников, необходимой для их участия в процессе принятия решений и в процессе городского развития.

Прозрачность и подотчетность ответственных лиц и других ключевых фигур.

Использование всех достижений информационных и коммуникационных технологий для поддержания хорошего городского управления и устойчивого городского развития.

Стратегическое видение целого (компании, города, региона),

Мониторинг по отслеживанию процессов,

Привлечение граждан к управлению территорией, городом, компанией. 

На основе названных принципов формируется идеология «Открытого Города», в основании которой лежит новая методология управления развитием городской территории.

Идея открытого города сводится к следующему:

Процесс принятия решений, открытый для участия всех граждан, является центральным в хорошем городском управлении. Открытый процесс принятия решений –  практическое средство проведения в жизнь принципов Хорошего Городского Управления.

Ключевым моментом в реализации идеологии «Открытого города» является не деньги, не технологии, а хорошее городское управление, то есть в конечном итоге человеческий ресурс.

Смысл и соль новой идеологии хорошего управления фактически означает то, что делается ставка на развитие социального капитала, то есть в конечном итоге на активность граждан. Каждый имеет право и возможность участвовать в управлении и принимать на себя ответственность. 

Но в таком случае новая практика партнерства требует и готовности меняться. Человек, вовлекаемый в новую практику управления, должен сам меняться и становиться предпринимателем в своей собственной частной жизни и в обществе. И он должен управлять своими изменениями.

Партнерство требует:

- ясного видения себя и своих целей,

- ясности того, чего хочет партнер, понимания того, где взять ресурсы или как выработать новые ресурсы (понимание программы действий),

- лидерства и готовности становиться лидером, готовности меняться, открываться, не боясь провокации и подвохов,

- быть готовым к конфликту и к его конструктивному разрешению,

- готовности работать в группах и коалициях и учитывать интересы и потребности различных сторон,

- точной оценки процесса решения проблем, оснащенности и мониторинга процесса.

Если выше названные простые требования не выполняются и партнеры не готовы их выполнять, то партнерство остается декларацией и новомодным лозунгом.

 

Таким образом, управление программой развития – это процесс, при котором развитие городской территории и городской среды осуществляется через согласование интересов, партнерство разных участников, и посредством этого осуществляется инфраструктурное и институциональное развитие территории.

В таком случае Программа есть программа управления изменениями самих людей, участвующих в разработке Программы. Программа развития – это программа управления изменениями и развитием человеческого ресурса конкретной территории.

Учитывая выше сказанное, Программа должна лежать в пределах компетенции тех, кто ее разрабатывает. Невозможно отвечать за все в этом мире. Районная администрация не может отвечать за развитие предприятия федерального значения, которое находится на территории района. Или она не может отвечать за развитие вуза, который получает финансы из Министерства образования и науки. Но привлекать к общественным экспертизам и на переговорные площадки, привлекать специалистов и договариваться об интересах необходимо и реально.

Тем самым Программа развития – это выстроенная система договоренностей между ключевыми субъектами, имеющими свои интересы в данном районе.

Прежде чем требовать от людей что-то, призывать их участвовать в разработке Программы, необходимо понимать свое место в городе. В этом смысле необходимо понимать и знать место Программы развития района среди других программ развития и в контексте Стратегического плана устойчивого развития г.Новосибирска

Место и роль района. Что такое район города? Место районной администрации. Что такое Калининский район? Позиционирование основных субъектов в районе.

 

Структура программы

Исходя из выше обозначенного понимания того, что такое Программа развития района, на каких принципах она должна разрабатываться, структура Программы может выглядеть следующим образом. Данная структура открыта. Окончательная структура Программы зависит от договоренности основных ее разработчиков.

Какую Программу они примут – такую и будут реализовывать. Она не может быть анонимной и безадресной. Структура Программы – это структура групп людей, конкретных участников ее разработки и реализации.

1. Программная идея – что и кого развиваем?

2. Анализ ситуации с точки зрения программной идеи и предполагаемых результатов.

3. Основные направления Программы по управлению развитием (основные направления должны быть разбиты не по ведомствам и кабинетам районной администрации, а по проблемам и целевым приоритетам).

3.1. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка.

3.2. Молодежная политика.

3.3. Социальная защита групп риска.

3.4. Создание условий для развития предпринимательства.

3.5. Привлечение граждан к управлению. Создание условий для порождения гражданских общественных инициатив.

3.6. Создание инфраструктуры управления Программой (экспертный совет, экспертиза, мониторинг, ИПК).

3.7. Развитие человеческих ресурсов района.

3.8. Разработка нормативной базы, обеспечивающей реализацию Программы.

4. Целевые проекты (в том числе инвестиционные, локомотивы территории).

5. Инфраструктура управления развитием.

5.1. Экспертный Совет.  

5.2. Общественная гуманитарная экспертиза.

5.3. Мониторинг реализации Программы и проектов.

5.4. Повышение квалификации управленцев.

6. Организационный план деятельности по Программе.

7. Ресурсное обеспечение Программы.

7. Бюджет программы.

 

Принципиальным моментом должно быть следующее.

В Программу развития района (как в любую Программу развития) не должны входить вопросы, касающиеся функционирования тех или иных ведомств и структур. Не надо заставлять людей, обеспечивающих функционирование территории, заниматься тем, чем они не обязаны заниматься. Нет смысла говорить о повседневных заботах и делах школ, больниц, общественных организаций и проч. Программа развития направлена на изменения, на управление изменениями и на создание инфраструктуры, с помощью которой можно управлять этими изменениями.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

Если мы принимаем выше обозначенные характеристики Программы, то в качестве ключевых результатов реализации Программы должны быть следующие:

- формирование стратегического партнерства между различными субъектами, участвующими в разработке и реализации Программы;

- формирование институтов, поддерживающих стратегическое партнерство и управление развитием – института общественной экспертизы, переговорных площадок, мониторинга реализации программ и проектов;

- самоорганизация профессиональных групп, общественных организации, рядовых граждан, населения района вокруг целевых задач и проектов;

- создание условий (институциональных, нормативных, финансовых) для реализации Программы;

 

Место и роль основных субъектов (держателей) Программы развития

Программа развития – это программа развития конкретных людей. От того, кто и как задействован в разработке Программы, зависит весь успех дела.

Поэтому необходимо выявлять и создавать условия для появления инициатив, проектов, идей, на основе которых будет формироваться содержание программы.

Программа не может центрироваться только вокруг районной администрации.

Программа должна центрироваться вокруг собственно Управления Программой, которое (управление) лежит не на одной и единственной районной администрации, а на создаваемой общественной инфраструктуре, представляющей интересы всех ключевых участников:

- районная администрация,

- общественные организации

- политические партии

- профсоюзы,

- СМИ

- бизнес сообщество

- и другие.

 

Исходя из обозначенных выше требований к Программе, шаги по ее разработке выглядят следующим образом.

 

Сентябрь

Обозначение места и специфики района. Сшивка со Стратегическим планом. Стратегическая договоренность. Увязка с целым города.

 

Октябрь.

Работа ведомственных комиссий. Анализ ситуации. Примерка и прикидка основных проблем и идей. Сценарии развития. Определение точек роста. Выявление ресурсов.

 

Ноябрь.

Переговорные площадки. Межведомственные группы, согласование интересов. Целевые сквозные проекты и внутрирайонные программы.

 

Декабрь.

Сшивка проектов, программ, идей. Разработка организационного плана Программы. Разработка бюджета Программы.

 

Январь

Утверждение Программы.

 

С.А.Смирнов

8.10.2004 г.


»


К началу
   Версия для печати





Отзывы
Все отзывы
© 2004-2024 Antropolog.ru