НОВОСТИ
24.11.2015
Онтология человека: рамки и топика
24.11.2015
Статья С.А.Смирнова
14.10.2015
Забота о себе. Международная конференция
АРХИВ НОВОСТЕЙ (все)
АННОТАЦИИ
24.11.2015
Карта личности
01.07.2014
Нам нужно новое начало
03.05.2014
Человек.RU. 2014
| | |
Отзывы
Называя вещи своими именами
15.11.2010 семигор
Марксизм был первой попыткой прорваться к неиерархическому обществу. Обществу не личностной, а межличностной духовности. В марксистских постулатах о другом человеке как мериле твоей собственной человечности, о социализме как обществе, где бедность человека будет иметь такое же общественное значение, как и богатство, и в других посылках уже содержалось движение к новому, неиерархическому пониманию человечности. Однако дальше приоритетов общественного перед личным и бытия перед сознанием марксисты не пошли, что и выразилось на практике в простой замене одной иерархии - на другую. На самом же деле общественное отнюдь не выше и не ниже личного. Оно глубже, оно в корнях личного, что и подтверждают в полной мере судьбы людей, в эпохи обезличенности сумевших выжить и победить не за счет способности обезличиваться, а благодаря мужеству соответствовать глубинным общественным интересам. Вместо этого современная отечественная философия устами одного из крупнейших своих представителей Мераба Мамардашвили вообще объявила всякую взаимозависимость человеческих сознаний ... атавизмом животной стадности.
Моё предположение заключается в том, что ущербность господствовавших прежде и преобладающих ныне понятий о существе человеческого в человеке - эта ущербность происходит не от ошибочных представлений о свойствах, качествах, интересах, потребностях, способностях, ценностях и других характеристиках, признаваемых присущими любой или отличающих неповторимость той или иной конкретной человеческой личности. Ущербно же, по-моему, само понятие об отдельной человеческой личности, которой никогда не было, нет и не следует быть. Просто-напросто всякий из людей, кто мыслит себя, другого, всех людей по отдельности и действует в соответствии с такими представлениями, тем самым не является человеком сам, не имеет дела с другим как человеком и никто из людей не является человеком по отношению к нему самому.
То есть человечность в таком понимании - это не видовое качество, закрепляющееся и проявляющееся в отдельных представителях человеческого рода по типу генетических свойств. Это - функция, производное, результат межвидовых отношений людей.
Пожалуй, на этом можно и завершить введение в новую онтологию и гносеологию человека истинного, которого стоило бы называть не «гомо сапиенс». Ведь разумность одиночки, индивидуалиста, личности, гения в традиционном понимании этих определений - есть всего лишь констатация использования факта сознания по уродующей и бесчеловечной изначально парадигме естественного отбора. Мое самоназвание человека - не «одиноко разумный», а «парно разумный», т.е. «гетеро сапиенс», или даже «гетеро коммунис», то есть «парно общающийся», ибо сознание - функция общения, а не наоборот. |
|
|