Человек.ру » Антропопрактикум. Идея. » Версия для печати
Полная версия: http://antropolog.ru/doc/projects/antrop/antrop1

АНТРОПОПРАКТИКУМ.

Идея.

 

В рамках Летней Школы «ПОКОЛЕНИЕ XXI: ТОП МЕНЕДЖЕРЫ БУДУЩЕГО: ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ», которая проводилась под Красноярском в июле 2006 года (руководитель Школы - В.С.Ефимов)  был опробован локальный проект Антропопрактикума. Его идея описана ниже. Мы предполагали практическое включение школьников и студентов не только в обсуждение проблемы человека и не проведение очередного морализаторского разговора о поколении. Мы полагали, что на материале культурных текстов и экзистенциальных историй, описанных в культуре, можно подключить молодых людей к серьезному взрослому разговору и посредством его запустить реальный процесс самоопределения и самоидентификации. На материале этого разговора ребята потом вели дискуссии, работали в малых группах и писали эссе. Некоторые эссе публикуются у нас на сайте. Смотрите их отдельно в этом файле.

 

Ведущий Антропопрактикума: С.А.Смирнов

 

ПРОБЛЕМА

В современной ситуации сдвига и размытости границ, ситуации ПЕРЕХОДА от старых и обветшавших антропологических проектов (но никуда не ушедших, а лишь застывших, чтобы снова пробудиться) к новым, но не ясным и не понятным, обостряется проблема идентичности и самоопределения человека как существа, имеющего свою незаменимую никем и ничем идею.

Человек не сводим ни к природному, ни к социальному, ни к космическому определению. Человек – существо, которое себя каждый раз переопределяет.

В этой связи перед каждым человеком встает проблема: что он такое как человек, с каким антропологическим типом себя идентифицирует, какой сценарий жизни перед ним стоит, может ли он им управлять.

 

Разговор об антропологическом самоопределении не должен носить характера допроса и моральных нравоучений. С другой стороны, он не должен уводить людей в сторону, в игрушки, в мифотворчество. Можно уйти в ролевую игру и там остаться. А к себе не прийти.

 

Разговор о человеке должен быть:

- взрослый, на равных, ответственный,

- на косвенном культурном и проверенном материале,

- должен провоцировать, естественным образом толкать на РАЗГОВОР О СЕБЕ не на языке подростков и детей, а на языке равных, взрослых людей,

- вестись на естественном доступном каждому естественном языке. Не надо заставлять участников практикума еще осваивать какой-то новый искусственный для них птичий язык (будь то язык методологии, философии, или сказок Толкиена). Освоение языка уводит в сторону и отвлекает от главной работы.

                                                                                                       

Ограничения:

- для студентов, взрослых, выпускников средней школы

- спокойное течение разговора

- наличие достаточного времени для спокойного разговора

 

Задачи антропопрактикума:

- прожить и получить представление о том, что такое самоопределение и поиск идентификации себя как незаменимого существа,   

- пережить ряд ситуаций самоопределения на культурном материале и соотнести со своей  жизненной ситуацией,

- предложить версии видения будущего человека: образы, способы жизни, формы идентичности.

 

Этапы и оргформы практикума

 

Первый этап.

Экзистенциальные истории. 

История Адама

- Чтение и комментарий отрывка из Ветхого Завета. Что случилось с первым человеком?

- Предложение своих версий ответов (работа в группах и выступления). 

 

История Христа

- просмотр фильма (либо «Страсти Христовы» М.Гибсона, либо «Последнее искушение Христа» М.Скорцезе)

- Чтение и комментарий отрывков из Евангелий. Обсуждение.

- Предложение своих версий: что случилось? Кто такой? За что убили? 

 

История Эдипа

- Рассказ об Эдипе.

- Версии ответов. Что такое судьба? Есть ли она?

 

История Гамлета

- Просмотр фильма (либо Г.Козинцева, либо с М.Гибсоном)

- Свои версии – что значит попасть в ситуацию Гамлета?

 

Итог: начало моего самоопределения. Зачем человечество рассказывает эти истории? Почему они остаются вечными и всегда открытыми?

 

Второй этап.

Поиски самоопределения человека. 

 

Вводное сообщение. Кто такой человек?

 

Работа в группах. Проекты человека:

Человек религиозный.

Человек разумный

Человек желания

Человек деструктивный

Человек культуры

 

Защита проектов человека. Сила и слабость данных проектов. Какой проект побеждает в настоящее время? Какой проект победит в будущем? Война или диалог проектов?

 

Третий этап.

Проектный практикум. 

 

Человек будущего. Человек перехода. Человек-микс. Человек без свойств. Человек возможный.

  



Отзывы
Все отзывы

© 2004-2024 Человек.ру (antropolog.ru)