АНТРОПОПРАКТИКУМ.
Идея.
В рамках Летней Школы «ПОКОЛЕНИЕ XXI: ТОП МЕНЕДЖЕРЫ БУДУЩЕГО: ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ», которая проводилась под Красноярском в июле 2006 года (руководитель Школы - В.С.Ефимов) был опробован локальный проект Антропопрактикума. Его идея описана ниже. Мы предполагали практическое включение школьников и студентов не только в обсуждение проблемы человека и не проведение очередного морализаторского разговора о поколении. Мы полагали, что на материале культурных текстов и экзистенциальных историй, описанных в культуре, можно подключить молодых людей к серьезному взрослому разговору и посредством его запустить реальный процесс самоопределения и самоидентификации. На материале этого разговора ребята потом вели дискуссии, работали в малых группах и писали эссе. Некоторые эссе публикуются у нас на сайте. Смотрите их отдельно в этом файле.
Ведущий Антропопрактикума: С.А.Смирнов
ПРОБЛЕМА
В современной ситуации сдвига и размытости границ, ситуации ПЕРЕХОДА от старых и обветшавших антропологических проектов (но никуда не ушедших, а лишь застывших, чтобы снова пробудиться) к новым, но не ясным и не понятным, обостряется проблема идентичности и самоопределения человека как существа, имеющего свою незаменимую никем и ничем идею.
Человек не сводим ни к природному, ни к социальному, ни к космическому определению. Человек – существо, которое себя каждый раз переопределяет.
В этой связи перед каждым человеком встает проблема: что он такое как человек, с каким антропологическим типом себя идентифицирует, какой сценарий жизни перед ним стоит, может ли он им управлять.
Разговор об антропологическом самоопределении не должен носить характера допроса и моральных нравоучений. С другой стороны, он не должен уводить людей в сторону, в игрушки, в мифотворчество. Можно уйти в ролевую игру и там остаться. А к себе не прийти.
Разговор о человеке должен быть:
- взрослый, на равных, ответственный,
- на косвенном культурном и проверенном материале,
- должен провоцировать, естественным образом толкать на РАЗГОВОР О СЕБЕ не на языке подростков и детей, а на языке равных, взрослых людей,
- вестись на естественном доступном каждому естественном языке. Не надо заставлять участников практикума еще осваивать какой-то новый искусственный для них птичий язык (будь то язык методологии, философии, или сказок Толкиена). Освоение языка уводит в сторону и отвлекает от главной работы.
Ограничения:
- для студентов, взрослых, выпускников средней школы
- спокойное течение разговора
- наличие достаточного времени для спокойного разговора
Задачи антропопрактикума:
- прожить и получить представление о том, что такое самоопределение и поиск идентификации себя как незаменимого существа,
- пережить ряд ситуаций самоопределения на культурном материале и соотнести со своей жизненной ситуацией,
- предложить версии видения будущего человека: образы, способы жизни, формы идентичности.
Этапы и оргформы практикума
Первый этап.
Экзистенциальные истории.
История Адама
- Чтение и комментарий отрывка из Ветхого Завета. Что случилось с первым человеком?
- Предложение своих версий ответов (работа в группах и выступления).
История Христа
- просмотр фильма (либо «Страсти Христовы» М.Гибсона, либо «Последнее искушение Христа» М.Скорцезе)
- Чтение и комментарий отрывков из Евангелий. Обсуждение.
- Предложение своих версий: что случилось? Кто такой? За что убили?
История Эдипа
- Рассказ об Эдипе.
- Версии ответов. Что такое судьба? Есть ли она?
История Гамлета
- Просмотр фильма (либо Г.Козинцева, либо с М.Гибсоном)
- Свои версии – что значит попасть в ситуацию Гамлета?
Итог: начало моего самоопределения. Зачем человечество рассказывает эти истории? Почему они остаются вечными и всегда открытыми?
Второй этап.
Поиски самоопределения человека.
Вводное сообщение. Кто такой человек?
Работа в группах. Проекты человека:
Человек религиозный.
Человек разумный
Человек желания
Человек деструктивный
Человек культуры
Защита проектов человека. Сила и слабость данных проектов. Какой проект побеждает в настоящее время? Какой проект победит в будущем? Война или диалог проектов?
Третий этап.
Проектный практикум.
Человек будущего. Человек перехода. Человек-микс. Человек без свойств. Человек возможный.
|