ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОРУМ
Концепт
Форум представляет собой:
- сообщество людей и организаций, занимающихся формированием стратегии общественного развития города.
- институт гражданского общества, через который активные жители города могут вовлекаться в практику управления городским развитием.
- форум осуществляет инициирование проектов городского развития, выращивание проектных идей до зрелых проектов, реализацию и сопровождение городских проектов.
Для осуществления практики инициирования и управления проектами городского развития форум организует и проводит гуманитарную общественную экспертизу.
Гуманитарная общественная экспертиза означает.
Гуманитарная – потому что:
- предполагает исследование и развитие человеческого (гуманитарного) ресурса проектов,
- анализ гуманитарных последствий реализации тех или иных проектов,
самоисследование авторами проектов собственного человеческого ресурса.
- гуманитарный – не означает гуманистический. Гуманизм – из рода таких же понятий, как национализм и любой центризм. Это практика свободного развития и управления им.
Общественная – потому, что:
- привлекает любые социально значимые для города инициативы и проекты,
- формирует из авторов проекта социальное движение, выращивает социальный институт, на который опирается гражданское общество,
- выращивает социальный капитал города как главный мотор его социального городского развития.
Экспертиза – потому что:
- внутренняя самооценка, самоисследование гуманитарного и социального потенциала проектов самими участниками экспертизы и авторами проекта (ов),
- внешняя оценка и анализ гуманитарного и социального потенциала,
- самоисследование, которое предполагает наращивание, развитие проектного, человеческого и социального капитала авторов проекта.
Таким образом, гуманитарная общественная экспертиза – это метод, социальная технология управления общественными изменениями. Она не является инспекцией и контролем. Это публичное самообследование собственного человеческого и социального ресурса развития. Посредством этой социальной технологии предполагается осуществление капитализации городских территорий через капитализацию человеческих ресурсов.
Форум является новой институцией гражданского общества, как и в целом гражданское общество, которое еще только формируется в нашей стране. В этой связи форум нуждается прежде всего в легитимизации самого себя как института.
Поэтому первоочередной задачей является узаконивание Форума как институции в рамках целевой городской программы «Стратегия общественных изменений».
Учитывая то, что Форум и целевая программа являются новой практикой управления городским развитием, необходимо соблюдение всех видов работ и норм управления, с тем, чтобы не получилось повторения правила «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Сам Форум формируется по принципу автогенеза. Он организуется на ходу. В его организации и формировании участвуют все, кто имеет отношение и изъявляет желание реально участвовать в практике проектирования и проведения гуманитарных общественных экспертиз.
Виды работ, которые необходимо проделать для запуска и постоянного осуществления деятельности Форума и гуманитарной общественной экспертизы в его рамках.
1. Разработка концепта и нормативных документов, регулирующих деятельность Форума, встраивающих его в правовое поле гражданского общества.
1. Инвентаризация, выявление инициатив в городе, точек роста, опорных площадок Форума.
2. Самоподготовка и самоорганизация ядерной группы, управляющей деятельностью Форума и проведением экспертизы.
3. Подготовка групп тренеров, их обучение практике проведения экспертиз и , практике проектирования и управления общественными изменениями.
4. Подбор экспертов, осуществляющих исходную гуманитарную общественную экспертизу тем или иным проектам, вносимым на экспертизу. Эксперты должны быть сами готовы к собственным изменениям. Эксперт – человек, опыт и знания которого принимаются как экспертные, ему доверяют авторы проекта и организаторы проведения экспертизы. Под конкретные виды экспертиз всякий раз должны подбираться конкретные эксперты.
5. Подбор и подготовка к экспертизе конкретной проектной идеи или готового проекта. В случае неготовности проекта – доведение идеи, инициативы до проекта. Обучение авторов проекта практике проектирования. Подготовка группы авторов проекта к процедуре публичной экспертизы. Организация и проведение процесса социального проектирования с использованием технологий гражданского участия с привлечением тех групп жителей города, интересы которых затрагивает проект.
6. Организация и проведение игры-экспертизы по защите проекта городского развития. Концепт и программа каждой конкретной игры- экспертизы разрабатываются отдельно под конкретный случай.
7. Вынесение и оформление экспертных заключений по проекту.
8. Доводка проекта. Учет рекомендаций, полученных на игре-экспертизе. Консультации.
9. Легитимизация проекта. Введение его в программу «Стратегии общественного развития» как точки роста.
10. Реализация проекта.
11. Мониторинг проекта.
12. Параллельно ведется составление информационной базы данных по проектам городского развития и библиотеки форума.
Таким образом, кадровое обеспечение Форума и экспертизы нуждается в следующих функциональных группах:
- ядерная управляющая группа, несущая на себе весь Форум и организацию социального проектирования и экспертизы,
- тренеры, ведущие социальное проектирование и игру-экспертизу,
- консультанты по проектам (приглашаются по необходимости)
- эксперты по конкретным проектам,
- сами авторы инициатив, проектов городского развития.
Ресурсы и пределы проектного подхода.
Учитывая, что в качестве моторов общественных изменений выступают конкретные проекты городского развития, необходимо учитывать следующее.
1. Каждый проект – это локальное предметное действие. Он живет и реализуется в рамках Городского общественного форума и гуманитарной общественной экспертизы. Ни Форум ни экспертиза проектами не считаются. Это институты и процессы, который постоянно испытывают собственные изменения.
2. Каждый проект городского развития эффективен не только с точки зрения собственных целей, но и с точки зрения наращивания собственного человеческого ресурса.
3. Всякий проект – предмет согласований и договоров. Он не может быть монополизирован отдельной группой лиц. Его автор – коллективен и социально значим.
4. В ходе проектировании и проведения экспертизы проект и сами люди, его носители, меняются. Сам процесс проектирования и прохождения экспертизы меняет людей, является реальной практикой общественных изменений.
5. В гуманитарной общественной экспертизе сильна доля непредсказуемости. Никто не знает и не может знать в начале проектной идеи то, что будет потом, после прохождения экспертизы и реализации проекта.
6. Поэтому все участники экспертизы и форума постоянно вынуждены меняться и понимать необходимость изменений.
7. В этой связи нет единственных и главных носителей правильного знания. Все становятся участниками процесса управления общественными изменениями.
8. В этой связи проект – не некий идеальный образ будущего. В общественных изменениях это невозможно. Проект – это форма и способ координации и согласований разных интересов и желаний, разных сил и групп ради общественного городского блага.
Настоящая политейа, говорил еще Аристотель, - это жизнь сообща во имя Блага и управления этой жизнью. Этому надо все время учиться.
Главным ориентиром в движении Форума и экспертизы является выявление и ключевых точек роста и площадок, вокруг которых происходят ключевые общественные изменения. Они становятся социальными моторами Форума и развития в целом города. Эти моторы и определяются итоговую траекторию развития города. Эти социальные моторы- прецеденты общественных изменений. На них отрабатываются и обкатываются прецеденты проведения гуманитарных общественных экспертиз.
С.А.Смирнов,
руководитель группы международных проектов НГУЭУ,
д.филос.н.
Н.Р.Ступакова,
Председатель Комитета по социальному развитию
Новосибирской Торгово-промышленной палаты
Кривенков В.И.,
Руководитель Центра «За равные возможности»,
Руководитель Заельцовской организации инвалидов ВОИ,
Елезова Т.М.,
Директор Центра инновационных технологий им. Зайцева
|